КОЛЛЕКТОРНАЯ ПЛАСТИНА
Область использования коллекторных пластин определяется тяговыми электродвигателями, которые находят свое применения в следующих сферах:
• Локомотивы (электровозы, тепловозы с электропередачей);
• Электропоезда и высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ);
• Бронетехника и другие машины на гусеничном ходу;
• Электромобили и большегрузные автомобили с электроприводом (в том числе подъемно-транспортные машины и самоходные краны);
• Теплоходы с электроприводом (дизель-электроходы), атомоходы, подводные лодки;
• Городской электротранспорт: трамваи, троллейбусы;
• Беспилотные самолёты и вертолёты;
Мы имеем большой опыт в изготовлении коллекторных пластин. Производство было запущенно еще в 2009 году. Мы обеспечиваем потребность рынка коллекторных пластин по всему Казахстану. А также имеем возможность поставлять и в другие страны. Наша уникальная технология производства позволила значительно увеличить объем производства, а также свести количество брака к нулю.
Описание производственного процесса
Опиловка от заусениц. При штамповке и резке медной полосы пластины деформируются, в результате чего имеют заусенцы, кривизну и другие дефекты. Опиловка от заусениц выполняется напильником по контуру коллекторной пластины. Все острые углы должны быть закруглены.
Пайка петушка. В пластине со стороны якоря фрезеруют на боковой поверхности шлиц для соединения точечной сваркой с петушком на специальном станке. Мы используем припой с особым составом, что позволяет добиться лучшего качества спайки. Фрезерование шлица производится на специализированном горизонтально-фрезерном станке. Ширина шлица зависит от толщины петушков. Пластины закрепляются в кондукторе, на котором предусмотрен упор для правильной установки.
Правку пластин можно производить в специальном штампе на фрикционном прессе. При ударе выступы рабочих частей штампа внедряются в пластину, растягивая верхний слой металла, и таким образом выправляют его в целом. В рабочую зону штампа пластину, подлежащую правке, укладывают на матрицу и после правки снимают пинцетом.
Пропиливание шлицев. Именно эта операция позволяет существенно сократить время на производство пластин по сравнению с существующей технологией пропила фрезой. В пластинах пропиливают шлицы (прорези) в петушках для вкладывания проводников обмотки. При помощи нашей специальной пилы пропиливаются шлицы по заданным параметрам.
В отличие от пропила фрезой, наша технология имеет большое преимущество в скорости пропила (в 8 раз), в точности и в качестве.
При фрезеровании шлицев петушка процент брака составлял порядка 5%. У нашей технологии процент брака не более 0,001%. За счет использования специального полотна, а также специального состава охлаждающей жидкости при пропиле шлица петушка не происходит деформации рабочей поверхности.
Вид пластины |
Марка сплава |
Вес, кг |
Толщина, см |
Изображение |
Пластина коллекторная 8ТХ.576.069 (тепловозная) |
М1, БрКд1 |
0,38 |
0,5 |
![]() |
Пластина коллекторная 8ТХ.576.070 (тепловозная) |
М1, БрКд1 |
0,38 |
0,5 |
![]() |
Пластина коллекторная 5ТН.576.064 (Электровозная) |
М1, БрКд1 |
0,37 |
0,4-0,5 |
![]() |
Пластина коллекторная 5ТН.576.065 (Электровозная) |
М1, БрКд1 |
0,37 |
0,4-0,5 |
![]() |
Предоставляемые нами коллекторные пластины соответствуют всем основным техническим показателям:
-внешний вид (чистая поверхность, без трещин, закатов и посторонних включений);
-геометрические размеры (соответствие геометрических размеров конкурсной документации и чертежам 8ТХ.516.070, 8ТХ.516.069, 5ТН.576.064, 5ТН.576.065).
Упаковка, в которой производится доставка – деревянный ящик с деревянными ручками, имеющий вес 7 кг, вместимостью 200 штук коллекторных пластин 8ТХ.576.070/069 и 200-250 пластин 5ТН.576.064/065. Соответственно укомплектованный ящик коллекторными пластинами для тепловоза весит около 80кг, а для электровоза - до 99,5кг.
Для изготовления пластин наша организация использует 2 вида сплава: марка – БрКд1 (классификация - сплав меди жаропрочной) и марка М1, (классификация-медь). Марка – БрКд1 применяется для деталей высокой электропроводности и жаропрочности. Марка М1 используется в качестве проводников тока, проката из высококачественных бронз, не содержащих олова; для изготовления изделий криогенной техники; для изготовления проволоки и прутков для автоматической сварки в среде инертных газов, под флюсом и газовой сварки неответственных конструкций из меди, а также изготовление электродов для сварки меди и чугуна.
Характеристика сплава марки БрКд1.
Механические свойства при Т=20 °С материала БрКд1
Сортамент |
Размер |
Напр. |
sв |
sT |
d5 |
y |
KCU |
Термообр. |
- |
мм |
- |
МПа |
МПа |
% |
% |
кДж / м2 |
- |
сплав мягкий |
|
|
260-340 |
|
35-45 |
|
|
|
сплав твердый |
|
|
500-600 |
|
1.5-3 |
|
|
|
Твердость материала БрКд1 |
HB 10 -1 = 95 МПа |
Твердость материала БрКд1, сплав мягкий |
HB 10 -1 = 50 - 70 МПа |
Твердость материала БрКд1, сплав твердый |
HB 10 -1 = 95 - 115 МПа |
Физические свойства материала БрКд1
T |
E 10- 5 |
a 106 |
l |
r |
C |
R 109 |
Град |
МПа |
1/Град |
Вт/(м·град) |
кг/м3 |
Дж/(кг·град) |
Ом·м |
20 |
1.23 |
|
297 |
8900 |
|
23 |
Литейно-технологические свойства материала БрКд1
Температура плавления, °C : |
1040 |
Температура горячей обработки, °C : |
680 - 900 |
Температура отжига, °C : |
500-1000 |
Обозначения:
Механические свойства:
sв -Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT -Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5 -Относительное удлинение при разрыве,[%]
y -Относительное сужение,[%]
KCU -Ударная вязкость,[ кДж / м2]
HB -Твердость по Бринеллю,[МПа]
Физические свойства:
T -Температура, при которой получены данные свойства,[Град]
E -Модуль упругости первого рода,[МПа]
a -Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20° - T) , [1/Град]
l - Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м•град)]
r - Плотность материала, [кг/м3]
C - Удельная теплоемкость материала (диапазон 20° - T), [Дж/(кг•град)]
R - Удельное электросопротивление, [Ом•м]
Химический состав материала БрКд1следующий:
1) Cu(медь)- 98.8 - 99.1%;
2) Cd,(кадмий)-0,9-1,2%;
Примечание: Cu - основа; процентное содержание Cu дано приблизительно.
Характеристика сплава марки М1.
Химический состав в % материала М1:
Fe |
Ni |
S |
Cu |
As |
Pb |
Zn |
Ag |
O |
Sb |
Bi |
Sn |
до 0.005 |
до 0.002 |
до 0.004 |
min 99.9 |
до 0.002 |
до 0.005 |
до 0.004 |
до 0.003 |
до 0.05 |
до 0.002 |
до 0.001 |
до 0.002 |
Механические свойства при Т=20oС материала М1:
Сортамент |
Размер |
Напр. |
sв |
sT |
d5 |
y |
KCU |
Термообр. |
- |
мм |
- |
МПа |
МПа |
% |
% |
кДж / м2 |
- |
сплав мягкий |
|
|
200-250 |
90-150 |
60 |
|
|
|
сплав твердый |
|
|
400-490 |
300-450 |
6 |
|
|
|
Твердость материала М1 , сплав мягкий |
HB 10 -1 = 45 МПа |
Твердость материала М1 , сплав твердый |
HB 10 -1 = 110 МПа |
Физические свойства материала М1:
T |
E 10- 5 |
a 10 6 |
l |
r |
C |
R 10 9 |
Град |
МПа |
1/Град |
Вт/(м·град) |
кг/м3 |
Дж/(кг·град) |
Ом·м |
20 |
1.28 |
|
387 |
8940 |
390 |
17.8 |
100 |
1.32 |
16.7 |
|
|
|
|
Коэффициент трения материала М1.
Коэффициент трения со смазкой : |
0.011 |
Коэффициент трения без смазки : |
0.43 |
Литейно-технологические свойства материала М1.
Температура плавления, °C : |
1083 |
Температура литья, °C : |
1150 - 1250 |
Линейная усадка, % : |
2.1 |
Обозначения:
Механические свойства:
sв -Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT -Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5 -Относительное удлинение при разрыве, [ % ]
y -Относительное сужение, [ % ]
KCU -Ударная вязкость, [ кДж / м2]
HB -Твердость по Бринеллю, [МПа]
Физические свойства:
T -Температура, при которой получены данные свойства, [Град]
E -Модуль упругости первого рода, [МПа]
a -Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T) , [1/Град]
l -Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м•град)]
r -Плотность материала, [кг/м3]
C -Удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T), [Дж/(кг•град)]
R -Удельное электросопротивление, [Ом•м]