КОЛЛЕКТОРНАЯ ПЛАСТИНА

Область использования коллекторных пластин определяется тяговыми электродвигателями, которые находят свое применения в следующих сферах:
•    Локомотивы (электровозы, тепловозы с электропередачей);
•    Электропоезда и высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ);
•    Бронетехника и другие машины на гусеничном ходу;
•    Электромобили и большегрузные автомобили с электроприводом (в том числе подъемно-транспортные машины и самоходные краны);
•    Теплоходы с электроприводом (дизель-электроходы), атомоходы, подводные лодки;
•    Городской электротранспорт: трамваи, троллейбусы;
•    Беспилотные самолёты и вертолёты;

 Мы имеем большой опыт в изготовлении коллекторных пластин. Производство было запущенно еще в 2009 году. Мы обеспечиваем потребность рынка коллекторных пластин по всему Казахстану. А также имеем возможность поставлять и в другие страны. Наша уникальная технология производства позволила значительно увеличить объем производства, а также свести количество брака к нулю.

Описание производственного процесса

Опиловка от заусениц. При штамповке и резке медной полосы пластины деформируются, в результате чего имеют заусенцы, кривизну и другие дефекты. Опиловка от заусениц выполняется напильником по контуру коллекторной пластины. Все острые углы должны быть закруглены.

Пайка петушка. В пластине со стороны якоря фрезеруют на боковой поверхности шлиц для соединения точечной сваркой с петушком на специальном станке. Мы используем припой с особым составом, что позволяет добиться лучшего качества спайки. Фрезерование шлица производится на специализированном горизонтально-фрезерном станке. Ширина шлица зависит от толщины петушков. Пластины закрепляются в кондукторе, на котором предусмотрен упор для правильной установки.

Правку пластин можно производить в специальном штампе на фрикционном прессе. При ударе выступы рабочих частей штампа внедряются в пластину, растягивая верхний слой металла, и таким образом выправляют его в целом. В рабочую зону штампа пластину, подлежащую правке, укладывают на матрицу и после правки снимают пинцетом.

Пропиливание шлицев.  Именно эта операция позволяет существенно сократить время на производство пластин по сравнению с существующей технологией пропила фрезой. В пластинах пропиливают шлицы (прорези) в петушках для вкладывания проводников обмотки. При помощи нашей специальной пилы пропиливаются шлицы по заданным параметрам.
 В отличие от пропила фрезой, наша технология имеет большое преимущество в скорости пропила (в 8 раз), в точности и в качестве.
При фрезеровании шлицев петушка процент брака составлял порядка 5%. У нашей технологии процент брака не более 0,001%. За счет использования специального полотна, а также специального состава охлаждающей жидкости при пропиле шлица петушка не происходит деформации рабочей поверхности.

Вид пластины

Марка сплава

Вес, кг

Толщина, см

Изображение

Пластина коллекторная 8ТХ.576.069 (тепловозная)

М1, БрКд1

0,38

0,5

 

Пластина коллекторная 8ТХ.576.070 (тепловозная)

М1, БрКд1

0,38

0,5

 

Пластина коллекторная 5ТН.576.064 (Электровозная)

М1, БрКд1

0,37

0,4-0,5

 

Пластина коллекторная 5ТН.576.065 (Электровозная)

М1, БрКд1

0,37

0,4-0,5

 

 Предоставляемые нами коллекторные пластины соответствуют всем основным техническим показателям:
-внешний вид (чистая поверхность, без трещин, закатов и посторонних включений);
-геометрические размеры (соответствие геометрических размеров конкурсной документации и чертежам 8ТХ.516.070, 8ТХ.516.069, 5ТН.576.064, 5ТН.576.065).
Упаковка, в которой производится доставка – деревянный ящик с деревянными ручками, имеющий вес 7 кг, вместимостью 200 штук коллекторных пластин 8ТХ.576.070/069 и 200-250 пластин 5ТН.576.064/065. Соответственно укомплектованный ящик коллекторными пластинами для тепловоза весит около 80кг, а для электровоза -  до 99,5кг.

Для изготовления пластин наша организация использует 2 вида сплава: марка – БрКд1 (классификация - сплав меди жаропрочной) и марка М1, (классификация-медь). Марка – БрКд1 применяется для деталей высокой электропроводности и жаропрочности. Марка М1 используется в качестве  проводников тока, проката из высококачественных бронз, не содержащих олова; для изготовления изделий криогенной техники; для изготовления проволоки и прутков для автоматической сварки в среде инертных газов, под флюсом и газовой сварки неответственных конструкций из меди, а также изготовление электродов для сварки меди и чугуна.

 

Характеристика сплава марки БрКд1.

Механические свойства при Т=20 °С материала БрКд1

Сортамент

Размер

Напр.

sв

sT

d5

y

KCU

Термообр.

-

мм

-

МПа

МПа

%

%

кДж / м2

-

сплав мягкий

 

 

260-340

 

35-45

 

 

 

сплав твердый

 

 

500-600

 

1.5-3

 

 

 

 

Твердость материала БрКд1

HB 10 -1 = 95 МПа

Твердость материала БрКд1, сплав мягкий

HB 10 -1 = 50 - 70 МПа

Твердость материала БрКд1, сплав твердый

HB 10 -1 = 95 - 115 МПа

Физические свойства материала БрКд1

T

E 10- 5

a 106

l

r

C

R 109

Град

МПа

1/Град

Вт/(м·град)

кг/м3

Дж/(кг·град)

Ом·м

20

1.23

 

297

8900

 

23

Литейно-технологические свойства материала БрКд1

Температура плавления, °C :

1040

Температура горячей обработки, °C :

680 - 900

Температура отжига, °C :

500-1000

Обозначения:
Механические свойства:
sв    -Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT    -Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5    -Относительное удлинение при разрыве,[%]
y    -Относительное сужение,[%]
KCU    -Ударная вязкость,[ кДж / м2]
HB    -Твердость по Бринеллю,[МПа]
Физические свойства:
T    -Температура, при которой получены данные свойства,[Град]
E    -Модуль упругости первого рода,[МПа]
a    -Коэффициент температурного (линейного) расширения                 (диапазон 20° - T) , [1/Град]
l    - Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м•град)]
r    - Плотность материала, [кг/м3]
C    - Удельная теплоемкость материала (диапазон 20° - T), [Дж/(кг•град)]
R    - Удельное электросопротивление, [Ом•м]

 Химический состав материала БрКд1следующий:
1)    Cu(медь)- 98.8 - 99.1%;
2)    Cd,(кадмий)-0,9-1,2%;
Примечание: Cu - основа; процентное содержание Cu дано приблизительно.

 Характеристика сплава марки М1.

Химический состав в % материала М1:

Fe

Ni

S

Cu

As

Pb

Zn

Ag

O

Sb

Bi

Sn

до   0.005

до   0.002

до   0.004

min   99.9

до   0.002

до   0.005

до   0.004

до   0.003

до   0.05

до   0.002

до   0.001

до   0.002

Механические свойства при Т=20oС материала М1:

Сортамент

Размер

Напр.

sв

sT

d5

y

KCU

Термообр.

-

мм

-

МПа

МПа

%

%

кДж / м2

-

сплав мягкий

 

 

200-250

90-150

60

 

 

 

сплав твердый

 

 

400-490

300-450

6

 

 

 

    Твердость материала   М1   ,     сплав мягкий

HB 10 -1 = 45   МПа

    Твердость материала   М1   ,     сплав твердый

HB 10 -1 = 110   МПа

 

Физические свойства материала М1:

T

E 10- 5

a 10 6

l

r

C

R 10 9

Град

МПа

1/Град

Вт/(м·град)

кг/м3

Дж/(кг·град)

Ом·м

20

1.28

 

387

8940

390

17.8

100

1.32

16.7

 

 

 

 

Коэффициент трения материала М1.

 Коэффициент трения со смазкой :

0.011

 Коэффициент трения без смазки :

0.43

Литейно-технологические свойства материала М1.

 Температура плавления, °C :

1083

 Температура литья, °C :

1150 - 1250

 Линейная усадка, % :

2.1

Обозначения:
Механические свойства:
sв    -Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT    -Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5    -Относительное удлинение при разрыве, [ % ]
y    -Относительное сужение, [ % ]
KCU    -Ударная вязкость, [ кДж / м2]
HB    -Твердость по Бринеллю, [МПа]

Физические свойства:
T    -Температура, при которой получены данные свойства, [Град]
E    -Модуль упругости первого рода, [МПа]
a    -Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T) , [1/Град]
l    -Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м•град)]
r    -Плотность материала, [кг/м3]
C    -Удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T), [Дж/(кг•град)]
R    -Удельное электросопротивление, [Ом•м]

Top